Развернуть/Свернуть слайдшоу

Ведущий аналитик Министерства финансов РФ Александр Сакович, о проблемах нефтяной отрасли в 2012 году

О проблемах, с которыми в 2012 году столкнутся нефтяники, рассказал ведущий аналитик Министерства финансов РФ А.В. Сакович.

  Александр Владимирович, Вы приглашены на III Международный форум «Биржевой и внебиржевой рынки нефти и нефтепродуктов РФ», и в прежде всего, хотелось бы с Вами обсудить ситуацию, которая сложилась в нефтяной промышленности из-за введения новой методики расчета экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты - так называемую систему 60/66. Считаете ли вы такой коэффициент удачным?

Я хотел бы подчеркнуть, что эти 66% были приняты спонтанно, достаточно спонтанно неким большим чиновником, курирующим топливно-энергетический комплекс – как бы в качестве компенсации за выпадающие доходы от экспорта нефти в Белоруссию. Естественно, услужливые чиновники и иностранные консультанты тут же обосновали, что формула 60/66/90 является чуть ли не панацеей от всех наших бед. Якобы, стимулирует модернизацию и, в частности, глубокую переработку нефти. Но я с этим не согласен. При этом в доводах авторов такой схемы присутствует не то софистика, не то некомпетентность. В декабре 2010 года действовала совсем иная схема постепенного трехгодичного перехода к унификации пошлины на светлые и темные нефтепродукты. Она хоть давала какое-то время предприятиям на осуществление модернизации – хотя, конечно, для полной модернизации заводов срок все равно нереальный.

  Тогда сколько времени, как вам кажется, предприятиям потребовалось бы для того, чтобы полностью обновить технологии? Это сложный процесс?

Надо себе представлять, что глубокая переработка нефти – очень затратное мероприятие. Капиталоемкое, энергоемкое, требует больших ресурсов – в общем, сплошные затраты. Глубокая переработка решает две основные задачи. Первая – повышение эффективности использования углеводородного сырья, поскольку главный эффект от глубокой переработки состоит в сокращении потребления нефти. Это понимают только те, кто обладает дефицитом ресурса. И мы это прекрасно понимали в начале 70-х годов, когда промышленность росла, стране нужно было моторное топливо. Так появилась программа углубления. Но уже в середине 70-х, когда пошла сначала большая нефть, потом большой газ, программа углубления захлебнулась на окраинах Советского союза, а предприятия перепали Казахстану, Латвии и Туркмении. Вторая задача, которую решает глубокая переработка – экологическая, поскольку без глубокой переработки мы не произведем компоненты Евро 5, которые сегодня необходимы. Но все-таки, в Америке на модернизацию давалось два десятка лет. При этом, углубление является лишь незначительной частью общей модернизации, поскольку средний срок службы оборудования, физический износ составляет десятки лет, а если говорить о моральном износе, то технологии там вообще достаточно допотопны, моральная устарелость близка к 100%. И когда кто-то утверждает, что столь затратный процесс можно стимулировать повышением фискальной нагрузки, я считаю это нонсенсом. Повышая фискальную нагрузку, мы изымаем у предприятий те средства, которые им как раз и нужны на эти дорогостоящие мероприятия.

  В таком случае, в связи с чем Правительство отказало в дополнительных льготах Юрубчено-Тохомскому месторождению Роснефти, которое находится в Восточной Сибири? Для его разработки требуются колоссальные средства, 280 млрд рублей капитальных вложений.

Не в связи с чем, а потому что недостаточно обосновано. Это месторождение сидит у нас в восьмом примечании к единому таможенному тарифу, в плюс к этому имеет льготы по НДПИ, а «Роснефть» просит сделать сверхособую экспортную ставку нулевой для первых 50 млн. тонн. Мы считаем, что эта просьба имеет недостаточное обоснование. В свое время было принято подзаконное решение о льготной пошлине на двадцати двух месторождениях восточной Сибири для достижения внутренней нормы доходности (IRR) 16-17%. С тех пор ничего особо не изменилось.

  Некоторые из этих месторождений в 2011 году были исключены из списка?

Это было оговорено в вышеупомянутом решении, что постепенно из перечня выходит Ванкорское, Верхнечонское, Талаканское месторождения. Человек, принимающий это решение – куратор, так сказать, ТЭКа, ему виднее. А в принципе льготы делались именно под Ванкорское месторождение. Поскольку льготы у нее ликвидированы, то интерес у ряда высоких чиновников падает. Поэтому здесь рассуждать… Но с другой стороны, это решение о льготах совершенно незаконно – потому что вы нигде не найдете формулу, ни в одном нормативном акте и вообще не откопаете, по какой формуле мы устанавливаем эту пошлину. И сегодня мы доходим до такого маразма, что у нас на один и тот же товар чуть ли не пять или шесть ставок. И главное, что это все сделано по территориальном принципу. Пожалуйста, делайте это по НДПИ, мне не жалко. Но ведь у нас до сих пор в первой строчке третей статьи закона «О таможенном тарифе» сказано, что пошлина едина по всей территории Российской Федерации, независимо от лиц, перемещающихся и иных факторов. А у нас получается, что мы неизвестно чем устанавливаем. Как в той же формуле 60/66 до сих пор не оформлена нормативно-правовая база для пошлины на нефть.

  Получается, что нынешняя система функционирует, как минимум, несправедливо?

Когда мы говорим о системе перехода на новое налогообложение, нужно понимать, что некий элемент справедливости для добычи нефти все-таки есть. Сегодня он осуществляется, я бы сказал, незаконными методами, нарушением закона и, я бы сказал, Конституции РФ, но все равно: есть льготы, есть общее снижение ставки, использование коэффициента не 0,65, а 0,60. Это стимулирование – но опять-таки, мы стимулируем сырьевое направление. А вот нефтепереработку, как мы считаем, нужно изнасиловать. Что мы видим, каков результат? С одной стороны, эта формула применяется только четыре месяца, и о результатах говорить пока рано, но с другой стороны, обещанное падение переработки, бурный рост экспорта нефти – этого ничего не произошло. И даже если бы мы увидели какие-то изменения в переработке, я бы все равно сказал, что доминирующим фактором была не фискальная нагрузка, доминирующим было то, что компаниями заключены четырехсторонние соглашения с федеральными органами об осуществлении модернизации своих заводов в самый короткий срок. С одной стороны – обязательство по осуществлению модернизации, с другой – техрегламент, который нужно выполнять.

  И ножницы Кудрина начинают резать…

Когда цена снижается, пошлина по инерции повышенная, и все выглядит так, как будто наступил крах. Напомню, что отмененная в 2008 году схема двухмесячного мониторинга позволяла прогнозировать пошлину на целый квартал. Составляя квартальный бизнес-план, нефтяники знали, что должны со своих высоких доходов заплатить пошлину, НДПИ и налог на прибыль, которые в сумме составляют примерно 90%. И должны были прекрасно представлять, что, получая выручку, ваших доходов там 10%. Остальное – бюджетные средства. И если они были потрачены, то это нужно расценивать как кредит, причем даже беспроцентный. Ничего не бывает одномоментным: не бывает одномоментных капвложений, одномоментного возврата выручки, она приходит значительно позже, не бывает одномоментной уплаты пошлин и налогов. Все это имеет период: по пошлине до двух месяцев, НДПИ платится на 25-й день. И когда в сентябре-октябре в 2008 году нефтяники много жаловались на «Ножницы Кудрина», именно в этот момент им возвращалась максимальная выручка за июнь, июль и август.

  Каков эффект для казны мы наблюдаем от новых льгот, от новых правил расчета пошлин?

Если посчитать эффект от применения формулы 60/66/90 при неизменных объемах экспорта нефтепродуктов, то мы увидим, что эта схема приносит потери бюджета, но сегодня нас выручает конъюнктура за счет того, что в доходы бюджета заложены более низкие цены на нефть и более низкий курс доллара. Поэтому сейчас очень трудно проанализировать, каковы бы были потери. В любом случае, вертикально интегрированным компаниям гораздо проще переносить фискальную нагрузку.

  ФАС сейчас делает все, чтобы воспрепятствовать вертикальной интеграции в регионе. Например, есть законопроект, в соответствии с которым при 35% присутствия в регионе нефтяная компания не имеет право покупать АЗС.

- Думаю, что это недостаточно продуманное решение. Весь мир работает от скважины до бензоколонки. Но были еще более дурацкие предложения, по-моему, у Минтранса: что нужно одну заправку ставить на 50 километров. Сейчас мы хоть вздохнули, что не нужно стоять в очередях, и мы сами выбреем, где нам подходит бензин.

- Как вы считаете, когда же отменят заградительную 90% пошлину на бензин?

- Этот вопрос очень часто задают и нефтяники, и все здравомыслящие люди, ведь пошлина вводилась как временная мера для преодоления кризиса, для создания резервов, при падении сезонного спроса. И, вроде, давно пора бы отменить, довести до прежних 66%. Но вот когда вы спрашиваете о бюджете, то это фактически нонсенс, потому что эта заградительная пошлина фактически никогда не будет отменена. Поскольку бюджет верстается на основании действующей нормативно-правовой базы, то до 2015 года эта процентная ставка уже заложена в доходы бюджета. Поэтому отмена ее приведет к выпадению доходов бюджета в размере 30-40 млрд рублей в год. Бюджет по крохам изыскивает средства, и выпадение такой суммы, по всей видимости, теперь неприемлемо.

- И что, в таком случае, происходит с экспортом?

- Бензин (нафта) как вывозился, так и вывозится. Как и любой продукт, который удовлетворил нужды нефтепереработки, нужды нефтехимии, бензин становится избыточным. Она такая же избыточная, как избыточный мазут. Поэтому он все равно будет вывезен, не смотр на экономику и конъюнктуру рынка – конечно, ели это будет не совсем в убыток. И если увеличится нефтепереработка, то нафту еще больше вывезут, потому что внутренний рынок полностью удовлетворен. Когда мне говорят об экспортной альтернативе, мне немножко смешно. Мы вывозим избыток – совсем иной товар.

- Хорошо, тогда каким образом мог возникнуть дефицит в мае прошлого года?

- А был ли мальчик? Во-первых, это было точечно, во-вторых, это было создано самим государством, когда одновременно совпало несколько факторов: не одобряемый мной резкий рост акцизов, очень непродуманны техрегламент и административное указание о снижении цен. И все эти причины привели к тому, что в данной точке госкомпании исполнили это указание о снижении цен, но не стали брать на себя убытки независимых компаний. Так возник точечный дефицит. Но такие проблемы обычно решаются организационно-техническими мероприятиями, что и было проведено на Алтае.

- Какие позитивные новости для отрасли сейчас вы бы могли нам рассказать?

- Я думаю, что позитивных новостей нужно еще потерпеть и подождать, пока принимающие решения поумнеют или, по крайней мере, повысят свою квалификацию, потому что сейчас доминирует полная некомпетентность решений именно в вопросах нефтепереработки. Будем надеться, что первый этап 60/66/90 покажет свои негативные стороны, и что у принимающих решения хватит ума не применять после 2015 года коэффициент 1,0 для темных нефтепродуктов.

О компании

Новости