Развернуть/Свернуть слайдшоу

Что нужно знать автомобилисту об ОСАГО

Система обязательного страхованияавтогражданской ответственности все время меняется. Мы проследили, какиеновшества были внесены в ОСАГО за несколько последних лет и что об этом нужнознать автовладельцам

Уже более десяти лет назад, а именно 1 июля 2003 года,произошло знаковое для российских автомобилистов событие – вступил в силуФедеральный закон «Об обязательном страховании автогражданской ответственности(ОСАГО)». Поначалу он вызывал бурные споры. Но со временем водители привыкли, анекоторые даже успели оценить пользу такого решения.

Шли годы, система ОСАГО развивалась.Однако, как показывают наши наблюдения, многие автовладельцы относятся кпокупке полиса по-прежнему как к обременительной трате и не вникают в сутьперемен. А зря, ведь система становится удобнее и полезнее! Давайте вместепроследим, как она менялась и в чем стала лучше.

БЫЛО – СТАЛО

Еслипоначалу правила обязательного страхования автогражданской ответственностименялись медленно и неохотно, то за последние годы новшества хлынули буквальнолавиной. Для примера возьмем систему упрощенного оформления документов при ДТПбез участия сотрудников полиции (так называемый европротокол). Она началадействовать еще в 2009 году, но ею мало кто пользовался. Причиной тому можноназвать не только природный скепсис в отношении новых инициатив, но и тот факт,что по такой системе был установлен низкий лимит выплат – всего 25 000 рублей.Позитивные изменения на этом фронте наступили лишь в августе 2014 года –максимальный размер выплаты по «европротоколу» увеличили до 50 000 рублей.Заодно ввели обязательное условие: каждый из участников ДТП обязан отправитьсвой экземпляр извещения страховщику в течение пяти дней.

Следующаяволна преобразований пришла в сентябре того же 2014-го. Вместе с введением«тарифного коридора» (минимальных и максимальных значений тарифов) тогдаотменили обязательную покупку страховки для техники на неколесном (гусеничном,санном и т.д.) движителе. Но куда больше по душе многим автомобилистам пришласьотмена покупки отдельного полиса для прицепа. Тогда же урегулировали некоторыетехнические вопросы. Самым же существенным стал момент возврата страховойпремии в случае досрочного прекращения договора: если раньше ее рассчитывалипропорционально «неиспользованному» времени, то теперь из нее стали отнимать20% стоимости страховки.

Но,пожалуй, наиболее значимые изменения произошли в октябре 2014 года. Главное изних в том, что лимит страховой выплаты при причинении вреда имуществу подняли со120 000 до 400 000 рублей. К тому же отменили общий лимит выплат на несколько потерпевших: если прежде он составлял 160 000 рублей, то теперькаждый потерпевший в ДТП смог рассчитывать на полную сумму, то есть на все 400000. Хотя не обошлось и без ограничений. Так, для получения максимальновозможной выплаты по «европротоколу» в Москве, Санкт-Петербурге и их областяхстали требовать предоставления фото- и видеосъемки, а также данныхнавигационных систем. А для случаев, не подтвержденных средствами техническойфиксации, установили лимит: всего 50 000 рублей. Правда, осталась маленькаялазейка – данное положение не имело обратной силы, то есть касалось только тех,кто заключил договор после 1 октября 2014 года.

В ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО

Внынешнем году случилась едва ли не самая значимая реформа системы ОСАГО. С 1апреля лимит выплат по жизни и здоровью каждому потерпевшему подняли со 160 000до 500 000 рублей. Кроме того, расширили список выгодоприобретателей в случаесмерти потерпевшего: если раньше максимальную сумму выплачивали только припотере кормильца, то теперь на выплату могут рассчитывать супруг, родители,дети и даже люди, у которых жертва ДТП была на иждивении.

Бесспорно,такие перемены важны. Но не менее интересно то, что система ОСАГО стала «осваивать»цифровое пространство. В начале этого года запустили единую автоматизированнуюинформационную систему, в которой объединили данные всех клиентов по программамобязательного и добровольного страхования автогражданской ответственности, атакже владельцев полисов КАСКО. А уже летом, 1 июля, вступил в силу комплекспоправок, регулирующий приобретение электронного полиса ОСАГО. Этот моментстоит изучить подробнее.

Еще в 2013 году многие автомобилисты столкнулись спроблемой: они не могли приобрести полис из-за того, что… в компанияхзакончились бланки! Тогда о введении электронных полисов впервые заговориливсерьез. На решение технических проблем ушло почти два года. И вот наконецсвершилось! Впрочем, есть некоторые оговорки. Например, застраховать новуюмашину через Интернет не получится, поскольку она еще не стоит на учете в ГИБДДи, соответственно, не внесена в страховую базу данных.

По этой же причине нельзя просто зайти на сайт иприобрести полис «с нуля» – это доступно лишь тем, кто уже заключал договор набумаге либо чьи данные фигурировали в чужом полисе. Иначе говоря, с учетомтаких рамок через Интернет можно будет в лучшем случае продлить уже имеющийсядоговор. Но ведь и это немало, ведь большинство автомобилистов из года в годпокупают полисы в одних и тех же компаниях. И если раньше им приходилось каждыйгод ездить в офис, то теперь продлить договор можно, даже не встав с любимогодивана!

Отметим, что на этом эволюция системы ОСАГО незастопорится, нас ждут и другие нововведения. В частности, с 1 января 2016 годав дополнение к электронному полису страховые компании планируют наладитьоповещение о заключении договора по SMS и электронной почте. А с 1 июляследующего года возможность заключения электронного договора об обязательномстраховании автогражданской ответственности получат и юридические лица.

Все эти перемены, большие и маленькие, нельзяигнорировать, о них должен знать каждый автовладелец. Ведь именно такие знанияпозволят нам в полной мере пользоваться предоставленными правами и знать освоих обязательствах.

О компании

Новости