Развернуть/Свернуть слайдшоу

О Компании » Справочник по ГСМ » Трансмиссионные масла

Трансмиссионные масла предназначены для применения в узлах трения агрегатов трансмиссий легковых и грузовых автомобилей, автобусов, тракторов, тепловозов, дорожно-строительных и других машин, а также в различных зубчатых редукторах и червячных передачах промышленного оборудования.
Трансмиссионные масла представляют собой базовые масла, легированные различными функциональными присадками.
В качестве базовых компонентов используют минеральные, частично или полностью синтетические масла.

Общие требования

В агрегатах трансмиссий смазочное масло является неотъемлемым элементом конструкции. Способность масла выполнять и длительно сохранять функции конструкционного материала определяется его эксплуатационными свойствами. Общие требования к трансмиссионным маслам определяются конструкционными особенностями, назначением и условиями эксплуатации агрегата трансмиссии.

Трансмиссионные масла работают в режимах высоких скоростей скольжения, давлений и широком диапазоне температур. Их пусковые свойства и длительная работоспособность должны обеспечиваться в интервале температур от -60 до +150 °С. Поэтому к трансмиссионным маслам предъявляют довольно жесткие требования.

Основные функции трансмиссионных масел:

- предохранение поверхностей трения от износа, заедания, питтинга и других повреждений;
- снижение до минимума потерь энергии на трение;
- отвод тепла от поверхностей трения;
- снижение шума и вибрации зубчатых колес, уменьшение ударных нагрузок;
- масла не должны быть токсичными.


Для обеспечения надежной и длительной работы агрегатов трансмиссий смазочные масла должны обладать определенными характеристиками:

- иметь достаточные противозадирные, противоизносные и противопиттинговые свойства;
- обладать высокой антиокислительной стабильностью;
- иметь хорошие вязкостно-температурные свойства;
- не оказывать коррозионного воздействия на детали трансмиссии;
- иметь хорошие защитные свойства при контакте с водой;
- обладать достаточной совместимостью с резиновыми уплотнениями;
- иметь хорошие антипенные свойства;
- иметь высокую физическую стабильность в условиях длительного хранения.

Все эти свойства трансмиссионного масла могут быть обеспечены путем введения в состав базового масла соответствующих функциональных присадок: депрессорной, противозадирной, противоизносной, антиокислительной, антикоррозионной, противоржавейной, анти-пенной и др.

Классификация трансмиссионных масел

Многообразие вырабатываемых трансмиссионных масел, предназначенных для разнообразной техники, вызвало необходимость разработки и использования классификаций масел, которые позволяют правильно решить вопрос выбора сорта масла для данной конструкции трансмиссии.Отечественная классификация трансмиссионных масел отражена в ГОСТ 17479.2-85.

В зависимости от уровня кинематической вязкости при 100 °С трансмиссионные масла разделяют на четыре класса.

Классы трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2-85
Класс вязкости
Кинематическая вязкость при 100 °С, мм2/с
Температура, при которой динамическая вязкость не превышает 150 Па·c, °С, не выше
9
6,00-10,99
-35
12
11,00-13,99
-26
18
14,00-24,99
-18
34
25,00-41,00
-


В соответствии с классом вязкости ограничены допустимые пределы кинематической вязкости при 100 °С и отрицательная температура, при которой динамическая вязкость не превышает 150 Па·с. Эта вязкость считается предельной, так как при ней еще обеспечивается надежная работа агрегатов трансмиссий.

В зависимости от эксплуатационных свойств и возможных областей применения масла для трансмиссий автомобилей, тракторов и другой мобильной техники отнесены к пяти группам: ТМ-1 - ТМ-5, указанным в таблице.

Группу масел устанавливают по результатам оценки их свойств по ГОСТ 9490-75 при разработке новых трансмиссионных масел и постановке их на производство, а также при периодических испытаниях товарных масел 1 раз в 2 года.

По классификации ГОСТ 17479.2-85 масла маркируют по уровню напряженности работы трансмиссии и классу вязкости. Например, в маркировке масла ТМ-5-18 ТМ означает начальные буквы русских слов "трансмиссионное масло", первая цифра - группа масла по эксплуатационным свойствам, вторая цифра - класс вязкости масла.

Группы трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2-85
Группа масел по эксплуатационным свойствам
Состав масел
Рекомендуемая область применения
1
Минеральные масла без присадок
Цилиндрические, конические и червячные передачи, работающие при контактных напряжениях от 900 до 1600 МПа и температуре масла в объеме до 90 °С
2
Минеральные масла с противоизносными присадками
То же, при контактных напряжениях до 2100 МПа и температуре масла в объеме до 130 °С
3
Минеральные масла с противозадирными присадками умеренной эффективности
Цилиндрические, конические,спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 2500 МПа и температуре масла в объеме до 150 °С
4
Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности
Цилиндрические, спирально-конические и Гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150 °С
5
Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия, а также универсальные масла
Гипоидные передачи, работающие с ударными нагрузками при контактных напряжениях выше 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150 °С

До введения ГОСТ 17479.2-85 на классификацию и систему обозначений трансмиссионных масел маркировка масел в нормативно-технической документации была другой. Обозначение трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2-85 и соответствие их ранее принятым маркам приведены в таблице.

Соответствие обозначений трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2-85 принятым в нормативно-технической документации
Обозначение масла по ГОСТ 17479.2-85
Принятое обозначение масла
Нормативно-техническая документация
ТМ-1-18
ТС-14,5
ТУ 38.101110-81
ТМ-1-18
АК-15
ТУ 38.001280-76
ТМ-2-9
ТСп-10ЭФО
ТУ 38.101701-77
ТМ-2-18
ТЭп-15
ГОСТ 23652-79
ТМ-2-34
ТС
ТУ 38.1011332-90
ТМ-3-9
ТСзп-8
ТУ 38.1011280-89
ТМ-3-9
ТСп-10
ТУ 38.401809-90
ТМ-3-18
ТСп-15К, ТАп-15В
ГОСТ 23652-79
ТМ-5-9
ТСз-9гип
ТУ 38.1011238-89
ТМ-5-18
ТСп-14гип, ТАД-17и
ГОСТ 23652-79
ТМ-5-34
ТСгип
ОСТ 38.01260-82
ТМ-5-12з(рк)
ТМ5-12рк
ТУ 38.101844-80

Для решения вопроса взаимозаменяемости отечественных и зарубежных масел дано примерное соответствие классов вязкости и эксплуатационных групп трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2-85 классам вязкости по классификации SАЕ и группам по классификации АРI.

Ассортимент трансмиссионных масел

Трансмиссионные масла без присадок в последние годы производят и применяют чрезвычайно редко (для устаревших видов техники), и выработку таких масел осуществляют по специальным заказам покупателей. Так, на некоторых нефтеперерабатывающих заводах продолжается выпуск вязкого остатка от прямой перегонки нефти: нафтенового основания. Продукт реализуют под старым торговым названием Нигрол. Выпускают 2 вида Нигрола - зимний и летний, различающиеся между собой уровнем вязкости и температурами вспышки и застывания.

Рассматривая рыночный ассортимент трансмиссионных масел сегодняшнего дня, следует, прежде всего, отметить его заметное сокращение. Так, совершенно перестали вырабатывать старые, хорошо известные масла АК-15, ТС-14,5, сократились объемы производства ранее широко используемых масел ТАп -15В, ТЭп-15 и др. Объясняется это значительным сокращением в эксплуатации старых автомобилей, тракторов, экскаваторов и других видов транспортных, строительных и сельскохозяйственных технических средств.

В то же время нельзя не заметить появления на нефтяном рынке страны различных зарубежных трансмиссионных масел аналогичного назначения, которые в ряде случаев успешно конкурируют с маслами отечественного производства.

Тем не менее, ряд маловязких, низкозастывающих масел специального назначения продолжают вырабатывать и успешно реализуют в сложных условиях современного рынка.

Соответствие* классов вязкости и групп трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2-85 классификациям SAE J306С и АРI
Класс вязкости по ГОСТ 17479.2-85
Класс вязкости по SAE J306С
Группа по ГОСТ 17479.2-85
Группа по АРI
9
75W
ТМ-1
GL-1
12
80W/85W
ТМ-2
GL-2
18
90
ТМ-3
GL-3
34
140
ТМ-4
GL-4
-
-
ТМ-5
GL-5
* Приблизительное соответствие. Для полного соответствия необходимо проведение целого комплекса испытаний по определенным методикам.

Трансмиссионные масла класса вязкости 9

Моторно-трансмиссионное масло МТ-8п (ТУ 38.101277-85) - масло селективной очистки из восточных сернистых нефтей, содержит композицию противоизносных, антикоррозионных, антиокислительных и моющих присадок, депрессатор температуры застывания и антипенную добавку. Масло применяют как трансмиссионное в планетарных передачах гусеничных машин, а также в системе гидроуправления некоторых специальных машин.

Характеристики трансмиссионных масел класса вязкости 9
Показатели
ТСзп-8
ТСз-9гип
ТСп-10
МТ-8п
Вязкость:
Кинематическая, мм2/с, при 100 °С, не менее
7,5-8,5
9,0
10,0
8,0-9,0
динамическая, Па·с, при -45 (-35) °С, не более
-
150
300
-
Индекс вязкости, не менее
140
140
90
90
Температура, °С:
вспышки в открытом тигле, не ниже
164
160
128
180
застывания, не выше
-50
-50
-40
-30
Массовая доля, %:
механических примесей, не более
0.025
0.05
0.2
0.15
воды
Следы
серы (хлора), не менее
0.7
2.8
1.6
-
фосфора, не менее
0.08
-
-
-
Кислотное число, мг КОН/г, не более
-
1.0
-
0.01
Испытание на коррозию пластинок из стали и меди
Выдерживает
Смазывающие свойства на ЧШМ:
индекс задира, Н, не менее
392
490
470
343
показатель износа при 20 °С, 1 ч, и нагрузке 392 Н, мм, не более
0.5
0.9
-
-
Нагрузка сваривания, Н, не менее
2764
3283
3479
-
критическая нагрузка, Н, не менее
823
1235
-
-
Примечания.
1. Для масла ТСп-10 нормируется термоокислительная стабильность на приборе ДК-НАМИ при 140 °С, в течение 20 ч: изменение кинематической вязкости при 100 °С - не более 27%, массовая доля осадка в петролейном эфире - не более 0,7%.
2. Для масла МТ-8п нормируется: коррозия свинца С1 или С2 m 5,0 г/м2; цвет (разбавление 15:85) m8,0 ед. ЦНТ; термоокислительная стабильность не менее 60 мин; моющие свойства по ПЗВ - не более 1,0 балла; коксуемость масла без присадок - не более 0,30 %; зольность масла с присадками - (0,4-0,75) % и без присадок - не более 0,005 %; щелочность - не менее 2,0 мг КОН/г.

Масло ТСзп-8 (ТУ 38.1011280-89) - маловязкое, низкозастывающее, загущенное стойкой против деструкции вязкостной присадкой, содержит также противозадирную, противоизносную, антиокислительную и антипенную присадки. Масло предназначено для смазывания агрегатов трансмиссий, имеющих планетарные редукторы коробок передач, и некоторых систем гидроуправления мобильных транспортных средств.

Масло ТСз-9гип (ТУ 38.1011238-89) - смесь высоковязкого и маловязкого низкозастывающего нефтяных масел, загущенная вязкостной полимерной присадкой, стойкой против деструкции. В состав масла входят противозадирная, антиокислительная, антикоррозионная, депрессорная и антипенная присадки. Масло работоспособно в широком интервале температур от -50 до +120 °С в различных автомобильных трансмиссиях, включая и гипоидные передачи.

Масло ТСп-10 (ГОСТ 23652-79) вырабатывают из малосернистых нефтей, при этом используют высоковязкий остаточный деасфальтированный компонент и маловязкий дистиллятный компонент с низкой температурой застывания. Кроме противозадирной присадки, масло содержит депрессорную присадку. Масло применяют всесезонно в Северных районах и как зимнее в средних климатических зонах для смазывания прямозубых, спирально-конических и червячных передач, работающих при контактных напряжениях до 1500-2000 МПа и температурах масла в объеме до 100-110 °С.

Трансмиссионные масла класса вязкости 18

Эти вязкие масла по объемам производства и потребления наиболее широко представлены в ассортименте трансмиссионных смазочных материалов. В основном, они представляют собой минеральные масла остаточного происхождения с композицией присадок.

Область применения охватывает все грузовые и легковые автомобили, тракторы, дорожно-строительные машины и другие виды мобильной техники, а также некоторые виды тяжелых редукторов промышленного оборудования. Эти масла, в основном, объединены ГОСТ 23652-79.

Масло ТЭп-15 (ГОСТ 23652-79) вырабатывают на базе ароматизированных остаточных продуктов и дистиллятных масел. Функциональные свойства масла улучшены благодаря введению противоизносной и депрессорной присадок. Применяют в качестве всесезонного трансмиссионного масла для тракторов и других сельскохозяйственных машин в районах с умеренным климатом. Рабочий температурный диапазон масла -20...+100 °С.

Масло ТСп-15К (ГОСТ 23652-79) - трансмиссионное масло, единое для коробки передач и главной передачи (двухступенчатый редуктор с цилиндрическими и спирально-коническими зубчатыми колесами) автомобилей КАМАЗ и других грузовых автомобилей. Представляет собой остаточное масло с небольшой добавкой дистиллятного и композицией присадок, улучшающих противозадирные, противоизносные, низкотемпературные и антипенные свойства. Работоспособно длительно при температурах -20...+130 °С.

Масло ТАп-15В (ГОСТ 23652-79) - смесь высоковязкого ароматизированного продукта с дистиллятным маслом и композицией присадок, улучшающих противозадирные и низкотемпературные свойства. Применяют в трансмиссиях грузовых автомобилей и для смазывания прямозубых, спирально-конических и червячных передач, в которых контактные напряжения достигают 2000 МПа, а температура масла в объеме 130 °С. В средней климатической зоне используют всесезонно при температуре до -25 °С.

Масло ТСп-14гип (ГОСТ 23652-79) вырабатывают с композицией противозадирной, моющей и антипенной присадок. Предназначено для смазывания гипоидных передач грузовых автомобилей (в основном, семейства ГАЗ) и специальных машин в качестве всесезонного для умеренной климатической зоны. Диапазон рабочих температур масла -25...+130 °С.

Масло ТАД-17и ( ГОСТ 23652-79) - универсальное минеральное. Содержит многофункциональную серу-фосфорсодержащую, депрессорную и антипенную присадки. Работоспособно до -25 °С; верхний предел длительной работоспособности 130-140 °С. Предназначено для смазывания всех типов передач, в том числе гипоидных, автомобилей и другой мобильной техники.

Многие НПЗ и российские фирмы помимо масел, выпускаемых по ГОСТам и общеотраслевым техническим условиям, вырабатывают трансмиссионные масла под своей торговой маркой по собственным техническим условиям. Разработка ТУ предприятия-изготовителя связана с тем, что масло не по всем показателям отвечает требованиям ГОСТов на масла аналогичного назначения. Однако изготовление трансмиссионного масла по ТУ возможно лишь в том случае, если на него в установленном порядке оформлен допуск к производству и применению.

Характеристики трансмиссионных масел класса вязкости 18
Показатели
ТЭп-15
ТСп-15К
ТАп-15В
ТСп-14гип
ТАД-17и
Вязкость:
кинематическая, мм2/с, при температуре:
50 °С
-
-
-
-
110-120
100 °С
15,0+1
15,0+1
15,0+1
>=14,0
>=17,5
динамическая, Па·с,
при -15 (-20) °С, не более
200
75
180
75
-
при -15 (-20) °С, не более
-
90
-
85
100
Температура, °С:
вспышки в открытом тигле, не менее
185
185
185
215
200
застывания, не выше
-18
-25
-20
-25
-25
Массовая доля, %:
Механических примесей, не более
0.03
0.01
0.03
0.01
Отсутствие
Воды
Следы
Отсутствие
Следы
фосфора, не менее
0,06
-
-
-
0,1
серы
3,0
-
-
-
1,9-2,3
Водорастворимых кислот и щелочей
Отсутствие
-
Отсутствие
-
-
Испытание на коррозию пластинок в течение 3 ч:
из стали и меди при 100 °С
Выдерживает
из меди при 120 °С, баллы, не более
-
-
-
Зольность, %
0,3
-
-
-
0,3
Кислотное число, мг КОН/г, не более
-
-
-
-
0,2
Стабильность на приборе ДК-НАМИ (140 °С, 20 ч):
изменение кинематической вязкости при 100 °С, %, не более
25,0
7,0
-
-
-
осадок в петролейном эфире, %, не более
0,7
0,05
-
-
-
Склонность к пенообразованию, см3, не более, при температуре:
24 °С
-
300
-
500
100
94 °С
-
50
-
450
50
24 °С после испытания при 94 °С
-
300
-
550
100
Смазывающие свойства на ЧШМ:
индекс задира, Н, не менее
-
539
490
588
568
нагрузка сваривания, Н, не менее
-
3479
3283
3920
3687
показатель износа при осевой нагрузке 392 Н, (20+5)°С, 1 ч, мм, не более
0,55
0,50
-
-
0,40
Цвет, ед. ЦНТ, не более
-
-
-
6,0
5,0
Плотность при 20 °С, кг/м3, не более
950
910
930
910
907
Примечание.
Для масла ТАД-17и нормируют: термоокислительная стабильность на шестеренной машине при 155 °С в течение 50 ч: изменение кинематической вязкости при 50 °С - не более 100 %; осадки в петролейном эфире и бензине - не более 3 и 2 % соответственно; изменение объема акрилатной резины марки 2801 и нитрильной марки 57 - 5025 в пределах +10...-2 % и +8 % соответственно; коксуемость m1,0 %.

Справочник по ГСМ

Новости