01

 

отя правительство в октябре разрешило отложить перевод нефтеперерабатывающих заводов на «Евро-5» до июля 2016 года, нефтеперерабатывающие заводы крупнейших компаний, по данным «Известий», перейдут на выпуск исключительно топлива стандарта «Евро-5» уже в начале года. Отсрочка, фактически, окажется выгодна лишь небольшим заводам, мощностью менее 9 млн т.

Изначально в начале года была уверенность, что в 2016 год все отечественные НПЗ войдут с новым экологическим классом, но в сентябре Минэнерго допустило, что переход может и не состояться в силу того, что некоторые нефтекомпании просили об отсрочке или новых льготах на переработку. По данным министерства, компании не успевали ввести 14 установок, что грозило дефицитом бензина до 3,8 млн тонн, но нефтяники пообещали изыскать резервы и сократить дефицит до 1 млн тонн. Всего, добавляет собеседник «Известий» в Минэнерго, компании должны были провести реконструкцию 34 установок и построить 99 новых. Минэнерго предлагало перенести дедлайн по модернизации на год (до начала 2017 года), но правительство согласилось всего на полгода (до 1 июля 2016 года).

Впрочем, власти Москвы еще в конце октября объявили, что столица перейдет на «Евро-5» «уже в ближайшее время». Проблем у Москвы с переходом действительно возникнуть не должно, как и остальных регионов — большинство крупнейших ВИНКов (компании, ведущие бизнес от добычи нефти до ее продажи на АЗС) успевают перевести все свои НПЗ на новый класс уже к началу 2016 года.

В России более 30 крупных НПЗ (мощностью более 1,5 млн тонн), в ТОП-10 крупнейших входят заводы «Роснефти», «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза» и «Лукойла», они обеспечивают более 60% всего бензина на рынке.

Больше всех НПЗ в России у «Роснефти» — 11, у нее же самая масштабная программа модернизации, ей предстояло до начала года модернизировать порядка 30 установок, говорит собеседник в Минэнерго. «Роснефть» на прошлой неделе официально объявила, что все ее НПЗ завершили переход на «Евро-5». Первыми, в частности, перешли Комсомольский, Куйбышевский, Новокуйбышевский, Сызранский и Саратовский НПЗ, а также Рязанская нефтеперерабатывающая компания, позже перестроились Ангарская нефтехимическая компания и Ачинский НПЗ. Таким образом, компания выполнила условия технического регламента Таможенного союза, по которому срок перехода к обороту на внутреннем рынке моторных топлив класса «Евро-5» установлен именно с 1 января 2016 года.

Суммарно за прошлый год на своих НПЗ компании удалось переработать 87 млн т — более трети от объемов всей российской нефтепереработки. Вероятно, компания сможет нарастить объемы. В будущем году «Роснефть» планирует произвести свыше 10 миллионов тонн автобензинов и почти 16 миллионов тонн дизельного топлива класса «Евро-5», и это без учета объемов производства НГК «Славнефть». Объемы производства топлива нового класса у компании растут уже в этом году — согласно отчету за III квартал 2015 года, российскими и зарубежными НПЗ компании переработано 25,21 млн т нефти, что на 6,1% выше показателя II квартала 2015-го. Новые объемы востребованы на рынке — за первые девять месяцев этого года продажи бензина на внутренний рынок у «Роснефти» выросли на 3,6%. Если рассчитать эти объемы по отношению ко всему поставляемому на заправки России топливу класса «Евро-5» (примерно 28 млн т ежегодно), то доля компании на рынке светлых нефтепродуктов класса «Евро-5» может вырасти до 40%. Кроме того, компания может рассчитывать и на увеличение поставок в восточном направлении — только за III квартал объем поставок на рынки АТР увеличился на 15,3%  (до 39,1 млн т) по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.

«Газпром нефть» также полностью перешла на выпуск бензинов класса «Евро-5» на всех своих НПЗ, говорит собеседник в Минэнерго, бензин ее крупнейшего в России Омского НПЗ (21,3 млн т в 2014 году) соответствует «Евро-5». Осенью НПЗ перевел на Евро-5 и свои дизельные установки. Кроме него, «Газпром нефть» управляет Московским НПЗ и ОАО «Газпром нефтехим Салават», модернизация на них уже была проведена.

Претензий к задержке с переходом на новый класс нет к «Киришинефтеоргсинтезу» (18,5 млн т), компании «Сургутнефтегаз», а также «Уфанефтехиму» (9,5 млн т) «Башнефти», продолжает источник.

На «Евро-5» в конце 2014 года перешел и другой нефтеперерабатывающий актив компании — Уфимский нефтеперерабатывающий комплекс компании (21,7 млн. т.), добавляет представитель «Башнефти».

Заводы «Лукойла» также перешли на производство бензина стандарта Евро-5.

Не должно возникнуть проблем и у московских потребителей — порядка 40% городского спроса обеспечивает продукция Московского НПЗ «Газпром нефти» (11 млн т), остальное обеспечивают Нижегородский НПЗ «Лукойла» и Рязанский НПЗ «Роснефти». По данным МНПЗ, благодаря переходу на «Евро-5» концентрация вредных веществ в атмосфере Москвы снизится на 27%. Москва в принципе старается быть наиболее экологичным городом — если в России запрет на оборот топлив ниже класса «Евро-4» ранее был введен с 1 января 2015 года, то столица перешла на этот стандарт еще с 2013 года.

Проблемы с модернизацией, по данным источников «Известий», могли возникнуть у независимых переработчиков, в том числе у Орского НПЗ «Русснефти» Михаила Гуцериева и Нижнекамского НПЗ ГК ТАИФ (собственники не раскрываются). По данным «Аналитики товарных рынков», он производит исключительно бензины класса «Евро-4». В августе профильный институт ВНИПИНефть выпустил презентацию, в которой указал на перенос сроков по модернизации восьми НПЗ госкомпании, а также заводов «Сургутнефтегаза» и заводов независимых компаний (Афипский, Марийский и Ильский НПЗ). Представители Минэнерго, ТАИФа и «Русснефти» не ответили на запрос.

Если эти НПЗ не успеют перейти на новый стандарт до середины года, в принципе, существенного дефицита бензина на рынке не возникнет — продукция компаний занимает не более 5-7%, а недостающие объемы сможет допоставить «Роснефть», говорит Александр Пасечник из Фонда национальной энергетической безопасности.

Вполне возможно, неуспевшие модернизироваться НПЗ могут в итоге перейти к крупным компаниям и ВИНКам, не исключает он. После перехода на Евро-5 может возникнуть дефицит топлива в 2-4 млн т, предупреждал в июле министр энергетики Александр Новак. Ориентировочно, по итогам этого года в России будет произведено и реализовано 28,2 млн т. бензина стандарта Евро-5, что на 13% выше, чем в 2014 году (24,7 млн т.).

— Перенос сроков перехода на полгода должно быть полезно и для крупных НК — за это время им удастся устранить все недостатки новых установок, — замечает Пасечник. — Кроме того, за это время компании смогут реализовать запасы бензина.

После выработки запасов и поставки топлива пятого класса, цены, теоретически, подняться не должны. Государство создало необходимые условия для комфортного перехода нефтеперерабатывающих предприятий на производство более экологичного топлива, предоставив налоговые льготы — на тонну «Евро-5» акцизный сбор примерно на 3 000 рублей ниже, чем на топливо, не соответствующее новому классу. Так компании имеют возможность инвестировать значительные средства в переход на Евро-5, компенсируя затраты после этого через пониженные акцизы, добавил собеседник в Минэнерго.

Правда, главную цель повышение класса топлива — экологическую — может и не решить, так как российский автопарк остается старым. При использовании Евро-5 двигатели выбрасывают в пять раз меньше соединений серы по сравнению с Евро-4, но использование хорошего топлива плохим двигателем нивелирует этот эффект, замечает Пасечник. Теперь на первый план выйдет проблема обновления автопарка, считает он.

Источник http://iadevon.ru/